Этот гайд подойдет для первого короткого знакомства с Самарой, после которого вам, скорее всего, захочется вернуться и распробовать город на воде. Важный компонент для влюбленности — лето, где Волга с 5-км набережной песка — ключевой герой. Летом Волга определяет жизнь самарцев, она становится главной транспортной артерией, базой отдыха, декорацией для долгоиграющих закатов. За спиной — город с солидным архитектурным наследием, разудалой барной культурой, музейным фондом. Сбоку — «маяк», краснокирпичный Жигулевский пивзавод. Одно из самых красивых промышленных зданий дореволюционной России. Символ воли австрийского дворянина Альфреда фон Вакано и моего нового краша в краеведческом пантеоне.
Вообще, большой город с функцией курорта в средней полосе России — это как быль, ставшая явью. Самара для меня такая вот быль. От начала и до конца: от случайного баттла хип-хоперов «БЫТИЕ» до Третьяковки на фабрике-кухне и гаспачо с пенкой из игристого в Alfred.
Фото: Елена Игнатьева, sovainfo, dom77, sovietmosaics
GALLERY 419
Молодое самарское искусство от создателей первого городского арт-кластера «Дом 77»
Первая встреча с Самарой вышла музыкальной, удачной. Во дворе арт-кластера «Дом 77» танцевальный фест «БЫТИЕ» раздавал баттл уличных танцоров. Самые молодые и красивые в одном месте. С этого кластера началось городское освоение бывших промышленных пространств. На последнем этаже «дома» — арт-жемчужина от создателей кластера Gallery 419. Независимая галерея современного искусства. Проникли мы туда, как оказалось позже, незаконно. Днем. Глянули на официальные часы работы галереи (с 18:00 до 02:00), схватили за рукав случайного резидента и спросили не ошибка ли, в ответ получили: «Здесь это нормально». Лучшая рекомендация. Бо́льшая часть работ была в коридоре: от керамических гейш с судьбами, достойными экрана, до набросков «Школы плохого рисунка». Всё — в сердце.
Вообще, в последнее время на арт-ярмарки мы всё больше ходим за региональным искусством. В следующий раз на самарском стенде «1703» хочется рядом с «Викторией» видеть Gallery 419. Запрос в космос отправлен.
ТРИ ОСОБЯНКА КАК РАЗВИТИЕ «КУПЕЧЕСКОГО» МОДЕРНА САМАРЫ
Особняк Курлиной, Новокрещеновой и купца Егорова-Андреева
Тут нужно признаться, что весь модерн южных российских городов для меня — провинциальный. Такой заткнуть за пояс северный петербургский не сможет и барский столичный тоже. Но только не в Самаре. Здесь на него купцы сделали конкретную ставку, и он получил интенсивное развитие. Вообще, самарские купцы для меня — отдельная птица, в кармане у которой лучшая мука на конец XIX века в мире и стадо рабочих верблюдов, распахивающих чернозем.
Каменного модерна здесь много. Собирать можно долго. В гайде оставлю три образца. Самый ранний, где нынче Музей модерна и вам туда надо, — особняк Курлиной. Строгий, еще не расхристанный, подбирающийся к округлостям, плавностям и растительностям размеренно. Во всех учебниках архитектуры — абсолютно достойно.
Второй, особняк Новокрещеновой, — «Золотой век». Камерный, уютный, декоративный. Кувшинки оплетают дом узором, ныряют в гладь фасада и выныривают. Кувшинки эти на фоне самарского зноя и Волги — остроумный симбиоз. Почти сайт-специфик.
Третий особняк и закат модерна — дом купца Егорова-Андреева. Перед нами нечто среднее между ампиром и ар-деко. Классицизированный модерн. На первом этаже — историческая вывеска торгового ряда. Разрушается. Успейте увидеть. Подойдя к нему, я вспомнила смешное сравнение Самары с «русским Чикаго». Тут и правда им немного веет. Экономика набрала обороты, торговля набрала обороты, и вот вам дом, полный колониального товара, как отражение солидного успеха.
Елена Игнатьева, drugoigorod, livejournal
РЕСТОРАН ALFRED В БЫВШЕЙ КУХМИСТЕРСКОЙ ФОН ВАКАНО
Дань пивовару, меценату, спортсмену, австрийцу-самарчанину и нашему крашу
Этот объект идет следом, чтобы воспрять духом после руины-особняка Егорова-Андреева. Тоже крупная форма, которой повезло больше. И какая история! Жил-был австрийский дворянин Альфредо фон Вакано, в конце XIX века очутится на самарской Волге (не спрашивайте), зачерпнул воды и признал ее самой вкусной. На такой пиво варить! Сказано — сделано. Собрал вещички и переехал в Самару, стал варить титулованное пиво (Жигулевский пивзавод — его!) и помогать городу самыми разными способами: оснащал электрическим светом, устраивал турниры по большому теннису (был знатным спортсменом), собирал коллекцию, чтобы завещать Художественному. Он просто стал фанатом Самары. А мы стали его фанатами.
Так вот, когда-то в одном из залов этого здания фон Вакано устраивал дегустации новых сортов (сегодня здесь пивное бистро с локальными специалитетами в меню; здесь мы попробовали fish and chips уровня лондонского The Wolseley), а в соседнем зале под фресками и тяжелыми плафонами купцы вели переговоры и заключали сделки. Сегодня здесь ресторан авторской кухни Alfred. Все тщательно восстановлено по фотографиям. Мебель, потолочные фризы, плитка.
Alfred нас изумил. Экспериментальностью, качеством, картой вин. А когда дело дошло до гаспачо с пенкой из игристого, стало понятно, что пора пополнять гастрономический список мест, ради которых стоит сорваться в путешествие. Там уже, к примеру, архангельский Roomi.
Рядом с Alfred, в третьем зале, на месте личного кабинета пивовара, спортсмена и мецената, открыт камерный спа-центр. Надо будет попробовать в следующий раз.
Елена Игнатьева, domvakano, kuhmisterskaya
МАГАЗИН GARDEN N
Живые цветы, винтажные кувшины и две кошки
Об этом магазине мы узнали случайно. Зашли в сеть городских кофеен «Корж» напротив Филармонии, увидели на большом столе красивый букет цветов, а в нем «записка» с именем автора. Зашли и не пожалели. У магазина со стильным палисадником — усатые консьержи, два кота. Черный встречает за панорамным окном и выгодно оттеняет «витринные» вазы. Внутри — холодильник из свежих цветов. И если вы любите жить в отеле с букетом из свежесрезанных цветов, добро пожаловать в наш клуб и Garden N.
Нам понравился первый зал с холодильником из цветов и вазами/кувшинами. Помимо современных, отдельная полка — с винтажными. Их разыскивает по всей России частный энтузиаст и приводит в чувства. Один из кувшинов отправился с нами в Москву.
Елена Игнатьева, gardenn.shop
МОЗАИЧНОЕ ПАННО «ТРИ КУПАЛЬЩИЦЫ»
Советский оммаж «танцовщицам» Матисса
Каменный модерн, деревянное кружевное зодчество и советский модернизм — три архитектурных кита, на которых стоит Самара. И если вы любите последний, вас ждет мини-заповедник. «Очаги» — Промышленный район и ансамбль вокруг многофункционального жилого комбината «Шанхай» (о нем ниже), пласт в районе метро Безымянка. И предвестник модернизма, Фабрика-кухня ЗиМа из 30-ых — первое высказывание советской женщины архитектора. Об этом тоже ниже.
Как и полагается жанру, соответствующее декоративное убранство в избытке — мозаичные панно, барельефы. Три купальщицы на стене бассейна "Локомотив" — выдающийся образец первого. Наш советский ответ «танцовщицам» Матисса. В Самаре. Удивительное рядом. Красивый «набор» из камней. Ласты одной из купальщиц выложены смальтой черноморского цвета, которая нежно переливается на солнце. Это про целостный подход архитекторов «оттепели» и внимание к деталям.
Летом стена скрыта за пышными кронами берез. Придется неудобно рассматривать через «прожилки» забора.
Елена Игнатьева, chanych-85
КРЫША «СТАНКОЗАВОДА» И ФИРМЕННЫЕ ВОЛЖСКИЕ ЗАКАТЫ
Что точно удастся рассмотреть во всех нюансах, это волжский закат, если вы на крыше «Станкозавода». Кластер на месте бывшего завода, который постепенно обживают после долгого забвения, — настоящий подарок горожанам. Скорее всего, в городе есть и более камерные крыши. Но тут вот какая химия. На крыше царит приятная светскость и немного дух бохо-шик. За вертушками диджей раздает мелодичный хаус, который так идет легкомысленным коктейлям, мягким шезлонгам и волжскому закату. Закат играет оттенками розового все три часа работы крыши. И все это немного искрит вайбом Миконоса. Такие географические параллели нам по душе. И такой «волжский гедонизм».
Google Maps • Instagram • Web • Telegram
stanko.zavod, Елена Игнатьева
БАР «РЮМОЧКА»
Первооткрыватели, советские НИИ и джаз от создателей барного особняка «Посольство»
Сюда мы бежали за джазом. Опоздали. По уважительной причине — провожали волжский закат. Но есть ли более уютное чрево в городе, чтобы дарить джаз? Сцена спрятана в дальнем, «темном» зале, за ней бильярд. Встречает вас «светлый» зал. На стенах собран ч/б фоторяд из снов: первооткрыватели и путешественники, советские НИИ и архитектура «оттепели». В интерьере — ретро-советикус, с гениальными лампами и кожаными креслами, радиолами и тяжелым хрусталем.
Прежде чем зайти внутрь, вас ждет один большой летник-двор барного кластера «Артист». Там шум и гам — самарский кутеж длиною в 300 лет не шутки. Относитесь к этому как к одной из граней национальной идентичности, и да пребудет с вами «Самарская помадка» (коктейль из настойки помадочка, сока банана, сиропа кокоса, лайма).
Самый свежий проект команды, более чинный и благородный, — барный особняк «Посольство» по соседству в здании XIX века.
ЖК «ШАНХАЙ» И МЕТРО ГАГАРИНСКАЯ/ПОБЕДЫ ПО ПУТИ В ТРЕТЬЯКОВКУ
Если ваша любовь к советскому модернизму неискоренима, начните с ЖК «Шанхай» и ансамбля вокруг. Потом садитесь в метро (мы настаиваем) и получите добавку в виде станций Гагаринская и Победы. Раз уж вы здесь, вам хорошо и прохладно, а наверху летний зной, дайте обратную к метро Российская — там новый филиал Третьяковки. О нем ниже.
Многофункциональный жилой комбинат «Шанхай» — глыба из 70-х. С мастерской художников под крышей, двухуровневым детским садом, магазинами на первом с ленточным остеклением. Сегодня к ним добавились городские бистро. На крыше — «скелет» от нереализованного проекта перголы. «Шанхай» сложно объять взглядом и оценить визуал, но масштаб эксперимента налицо. Вокруг — осколки времени: от киберпанк-мозаик на Доме профсоюза до Дворца бракосочетания с витражами, который напоминает немного нордические функциональные храмы, немного сказочные храмы венгра Имре Маковеца.
Метро Гагаринская подмигивает одноименной станции в Ташкенте. Здесь космос победил, а вы чувствуете себя Гагариным, не меньше. Стены эффектно выложены с ног до головы синей мозаикой — корабли бороздят просторы, звезды складываются в созвездия. На станции Победы — «фейерверки» из люстр и стальной лист-гофре как у московской Маяковки. Советский модернизм символичен и очень искусен в своей иносказательности.
drugoigorod.ru, Самара, Елена Игнатьева, Pinterest
САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ ТРЕТЬЯКОВКИ
В здании бывшей фабрики-кухни от первой женщины-архитектора в СССР
Главный инфоповод нашей поездки. Пятилетнее ожидание, обернувшееся бережной реставрацией «Серпа и молота». Так выглядит сверху бывшая фабрика-кухня, за которой стоит первая женщина-архитектор Советского Союза Екатерина Максимова. Шедевр конструктивизма разваливался долго, пока не восторжествовал разум. Почти 100 лет назад здесь кормили работников соседнего завода им. Масленникова. Сегодня раздают пищу духовную. И как искусно. Во главе команды — Михаил Савченко, бывший «двигатель» Музея модерна.
Не пропустите текущую выставку «На вкус и цвет. Образы еды в русском искусстве» (до 3 ноября). На фоне выставочного голода в России такие проекты — в зоне особого внимания. Оцените выкрас стен в выставочном зале «Диетический» — цвет докторской колбасы. Уже начал работать сувенирный (там мы искали постеры «Самарский модернизм» иллюстратора Севы Выводцева. Часть денег от продажи идет на спасение советских мозаик и исторических вывесок), на очереди — кофейня и бистро. Не забудьте дойти до Сада баланса. На пути вас ждет «супрематический куб» Николая Полисского.
Google Maps • Instagram • Web
ДЕТСКИЙ МУЗЕЙ «ЗЕЛЕНКА» ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Как-то наши клиенты зафрахтовали частный борт и собрались в путешествие по Среднему Поволжью, да не простое, а иммерсивное. Мы начали рыть историю и нанизывать открытия на сценарий. Так я узнала об архитекторе Александре Зеленко.
Гениальный персонаж. Он наложился на мое нынешнее увлечение выдающимися педагогами. Зеленко жил не тужил — украшал Самару красивыми особняками (канонический дом Курлиной во всех учебниках по архитектуре — его рук дело). А потом отправился в кругосветное путешествие. Доехал до Америки и офигел. От общественных пространств. Взрослых и детских. Пошел по школам и детским садам. И еще раз офигел. Вернулся и решил посвятить свою жизнь педагогике, не только методам обучения, но и органической архитектуре — с должным освещением, зонированием, цветовой гаммой и т.д.
Этому всему и не только посвящен детский музей «Зеленка» при Музее модерна. И это тот случай, когда в музей для детей я советую зайти взрослым. Взвесить масштаб личности и унести с собой нового яркого исторического персонажа.
Google Maps • Instagram • Web
МУЗЕЙ «ЗАВАРКА» В ПАМЯТНИКЕ ДЕРЕВЯНОГО ЗОДЧЕСТВА
Этот музей занимает бережно отреставрированный деревянный кружевной дом. В таком состоянии деревянных домов в Самаре мало. Деревянное зодчество в России истончается. Внутри — не менее бережный подход к пространству, экспонированию. Мы шли на фольклор Самарской луки за поверьями, приметами и сказочными персонажами.
Google Maps • Telegram • Web
